Отношения внутри холдинговых компаний бывают непростые. Нередко «монарх» от материнской компании берёт «дочек» под контроль. Это ставит под вопрос эффективность, ведь для нормальной работы важны совместное стратегическое планирование, обмен информацией, прозрачное распределение ролей и ответственности.


Недавний пример: крупнейший в стране рыболовецкий холдинг «Норебо» приобрел у ленинградской «Пеллы» две судостроительные верфи: «Нева-стапель» и «Судостроительный завод Отрадное».
У каждой из двух компаний был свой генеральный директор, это стандартная схема управления бизнесом. Теперь же они перешли под полный контроль одного менеджера – представителя «Норебо» Максима Малюкина.

Партнер, руководитель юридической практики Альтхаус в Северо-Западном регионе Александр Арбузов полагает, что если в данном случае говорить о «монархии», то о «конституционной»:

«Может показаться, будто одно физическое лицо сконцентрировало менеджерские полномочия во всех компаниях – материнской и дочерних. На самом деле, цель данной схемы – установление максимально полного контроля со стороны конечных бенефициаров за дочерними обществами. Реализуется это через внесение в уставы специальных положений, ограничивающих полномочия директора, а также ряд других механизмов», – поясняет юрист.

Александр отмечает, что у данной схемы есть плюсы, хотя она и утяжеляет администрирование с точки зрения документооборота, взаимодействия с госорганами и контрагентами. «К примеру, многие формы заявлений и документов в государственные органы написаны «под директора» и не предполагают наличия управляющей компании, в связи с чем на практике порой приходится проявлять недюжинную смекалку. Но это дело наживное», – заключает Партнер.

Защитить корпоративные права, а также организовать структуру и управление дочерними компаниями помогут специалисты Альтхаус. Свяжитесь с нами, и мы обсудим Вашу ситуацию: marketing@althausgroup.ru